Благотворительный фонд Абсолют-Помощь

«Перелетные дети», русский язык и разрушение стереотипов

«Эти взрослые и дети живут рядом с нами, но мы мало о них знаем и почти не видим. Мы редко с ними здороваемся и вступаем в контакт. Тем более, не замечаем их проблем. Это те люди, которые приехали в нашу страну на заработки – мигранты а также их дети. Вы удивитесь, но одно из самых больших желаний этих детей – учиться и знать русский язык», - говорит директор частной школы «Лицей-Ковчег-XXI» Рустам Курбатов. 

Четыре года назад школа «Лицей-Ковчег-XXI» запустила проект по изучению русского языка для детей мигрантов и назвала его «Перелетные дети». В переводе с французского migrateur означает «перелетный». В общем, название родилось само собой и стало символическим.

 Обучение осуществляется абсолютно бесплатно, за счет средств частной школы «Лицей-Ковчег –
XXI». Концепция проекта: 

Для тех, кто не смог устроиться в обычную школу (а это 10-20% детей от общего числа детей-мигрантов), предлагаются классы по изучению русского языка. Программа рассчитана на один год, после чего ребята уже могут идти в обычные школы. 

Для тех, кто учится в школе, но при этом все равно плохо понимает русский язык, открываются специальные курсы – факультативы по русскому языку, три часа в неделю. 

Мы пообщались с Рустамом Курбатовым подробнее о «Перелетных детях».  


Есть такой стереотип, что образование этим детям не нужно и не интересно. Так ли это, исходя из ваших наблюдений? 

Я хотел бы сказать, что это не так. За четыре года работы проекта, я не видел практически ни одного ребенка, который был бы безразличен к учебе. Я вижу, как они дорожат тем, что могут посещать эти занятия. И не важно при этом, хотят они остаться в России или нет. 

То, что дети должны учиться – в этом я глубоко убежден. Другое дело, что некоторые вынуждены сидеть дома по разным причинам. Иногда родители плохо говорят по-русски, поэтому они не в состоянии вести диалог с директором школы. Но могу сказать, что иногда и русские родители не в состоянии этого делать. Бывает, что старшие дети присматривают за младшими, пока взрослые работают. 

Иногда семьи с детьми приезжают не в начале года, а в середине, и у таких детей шансов пойти в школу практически нет. А когда приезжают родители с детьми 13-15 лет… Как им записаться в школу в середине учебного года и войти в учебный процесс? В госшколу, если и берут, то, как правило определяют такого ребенка на 2-3 класса младше, чтобы он хоть как-то мог освоить программу. Но как подростку учиться с «малышней»? 

Так что здесь речь идет не об отсутствии интереса к изучению русского языка, а об отсутствии возможностей. В нашем проекте мы стараемся эти возможности дать. Могу сказать, что таких жадных до учебы детей я не видел давно. И дело тут не только в правильно подобранной программе. Для нас важно создать обстановку уважения, доверия, принятия.  

Я бы даже сравнил эту ситуацию с выходом из долгой изоляции. К сожалению, сейчас практически весь мир находится в самоизоляции; возможно, нам теперь будет легче понять этих ребят. 


Но если семьи приезжают на короткий срок, дети ведь вполне могут «пересидеть» его дома? 

Мне могут возразить: если родители таких мигрантов получают разрешение на работу на 3, 6, 12 месяцев, то зачем нам тратить усилия и обучать русскому языку их детей? Все равно ведь они скоро уедут… 

Мне кажется, это неправильно.  Нас не должен интересовать вопрос, останутся ли семьи здесь или нет. 

Если останутся, дети будут спокойно учиться, переходить из класса в класс в школу, в которую они потом устроятся.  

Если они уедут – это означает лишь то, что у нашей страны будет больше друзей. Значит, в мире станет больше людей, которые знают и любят русский язык. 

Очень важно, чтобы люди увозили с собой позитивный опыт жизни в России. Что греха таить, отрицательного опыта у них и так достаточно (одна проверка документов чего стоит). 


Ваша цель – только помочь ребятам с русским языком или есть нечто большее? Например, через русский язык передать любовь к нашей культуре и истории? 


Это очень сложный вопрос. К примеру, старшеклассники учат русский язык в том числе по песням Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юлия Кима. Им, кстати очень нравится тот факт, что Ким - кореец. Киргизам вообще корейцы нравятся, потому что они принимают его за своего (улыбается) 

Когда дети поют по-русски и читают стихи русских поэтов – это что? Только ли изучение языка или при этом передача ценностей нашей культуры? И возможно ли одно без другого? Я не знаю. Мы просто делаем это. 

Эти ребята все равно не сольются с русскими, но мы и не ставим такой задачи. Мне кажется, вся ценность такого обучения – в принятии культуры другой страны. Кстати, хорошо образованный человек открыт разным культурам.  


Есть примеры, когда дети благодаря вашим курсам поднимались чуть выше по социальной лестнице? 

Наверное, я пока не могу рассказать никакой красивой истории на эту тему. Знаю, что кто-то поступил в колледж после 9го класса. Многие вернулись к себе домой. 

Мы дали возможность этим детям поучиться нормально год-полтора. Они посмотрели на то, что так тоже можно учиться. Они увидели, что в России ест люди, которые готовы их поддержать и помочь. Это важно. 

Мне кажется, некоторые из нас немного заражены вирусом ксенофобии. Между тем, общение с людьми из другого социального слоя и дрогой культуры важно в первую очередь для нас. Говорят, что общество определяется по своему отношению к старикам, детям инвалидам… Я бы сказал, что еще и к мигрантам. 


Сейчас все школы перешли на дистанционное обучение. Как справляются  с новым форматом «перелетные дети»? Или они пока не учатся?  


Вся наша жизнь – это разрушение стереотипов. К примеру, до кризиса на наши курсы по изучению русского языка приходило около 300 детей (в Москве и Красногорске). Плюс у нас был один класс в Москве. Когда внезапно пришлось переходить на дистанционное обучение, я был уверен, что проект надо закрывать, что просто не будет учеников.  Но случилось то, чего я совершенно не ожидал: мы за четыре недели карантина смогли открыть в полном объеме онлайн школу для этих детей! Сейчас у нас регулярно занимаются около 150 детей! Теперь этот проект может называться «Перелетные дети без границ». Как ни странно, самоизоляция сделала наш мир более открытым, сломала перегородки. Теперь любой ребенок со всего мира может учить русский язык. В свою очередь, есть много учителей из Москвы и других городов России, которые хотят у нас преподавать. 

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Наверх