СЕЗОН ПЕРЕЛЕТНЫХ ДЕТЕЙ

Вместе с директорами красногорских школ открыли курсы русского языка для детей-мигрантов. К нашему проекту присоединились чудесные неравнодушные люди. Пришло время познакомиться поближе с «Перелетными учителями».
C 19 школой, той, что в Павшинской пойме, мы работаем давно. В этом учебном году удалось открыть там курсы РКИ для всей начальной школы. Занятия ведет замечательная учительница Айгуль Михайловна Байгудинова. Ребята разыгрывают сценки, разгадывают ребусы, играют в языковые игры, поют песни. Есть и «серьезные уроки» русской грамматики. Работа кипит. В общей сложности курсы посещают 45 человек. Это целых четыре группы!
Недавно к нам присоединились еще две школы из Поймы, школа №16 и школа№ 14. В 14 школе уже есть небольшая группа. С ребятами работает Екатерина Юрьевна Полянинова - очень внимательный и отзывчивый педагог. Занятий прошло совсем немного, но группа расширяется. Много планов и перспектив. 
16 школа только готовится открыть курсы в своих стенах. Скоро старт.
Со школой №12 города Красногорска мы работаем уже не первый год. И наше долгое сотрудничество дает прекрасные результаты. Благодаря стараниям талантливых преподавателей, русский язык изучают целых 5 групп разных возрастов.
С первоклассниками работает Ирина Николаевна Ротарь. 
 Во втором классе занятия ведет 
Светлана Сергеевна Пичулина
Наталья Михайловна Крылова учит русскому языку третьеклассников. 
Занятия в 4 классе ведет Елена Геннадьевна Кунская. 
Анастасия Игоревна Козубай и Елена Васильевна Костина помогают ребятам из 5,6 и 7 классов освоить программу русского языка средней школы. Задача непростая, но они прекрасно справляются.
Уроки очень интересные и разнообразные. Ребята изучают грамматику, играют, смотрят мультфильмы и даже открыли свой кукольный театр.
А ещё в 12 школе есть театральная студия. Вместе с Ладой Андреевной Бельской – нашим молодым и энергичным педагогом, ребята постигают азы театрального мастерства. 
 В 20 школе в Путилково помимо курсов удалось открыть субботнюю школу. Теперь еще и по субботам детей и их родителей русскому языку обучают прекрасные педагоги 
Ирина Мурадовна Канкиа  и Дана Алиевна. Есть в 20 школе и студия фольклорного театра. С огромной радостью ребята поют народные песни, играют в народные игры и изучают русские обычаи вместе с Анной Владимировной Орловой.

Хочется поблагодарить директоров школ и педагогов, без которых у нас ничего бы не получилось.
 Вместе мы делаем большое и хорошее дело. С уверенностью можно сказать, что мы делаем его успешно.

ПОЛУЧИЛАСЬ ШКОЛА ДЛЯ ПЕРЕЛЕТНЫХ ДЕТЕЙ

Концепция проста: Классы и Курсы.  Классы - для тех, кто не смог устроиться в школу; курсы - для тех, кто устроился, но не очень понимает, что учитель на уроке там говорит.

КЛАССЫ. Есть два класса - 30 человек - дети из Центральной Азии, Афганистан включая, учатся по полной программе, в Лицее Ковчег, сначала вместе, а потом расходятся потихоньку в русскоговорящие классы. Программа на один год, после чего ребята идут в муниципальные школы. 

КУРСЫ - 250 детей - в семи красногорских школах. Факультативы по русскому языку, три часа в неделю. Ведут учителя из городских школ: неравнодушные, неформальные, готовые учить, играя и играть, уча. Учитель получает свою ставку и доплату к ней от нас - за освоение педагогической целины. В районе, по данным департамента, более 1000 детей-мигрантов: получается, четверть из них ходят на наши курсы. Но есть и другие районы Московской области.

КЛАССЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ - 30 человек - для молодых людей, которые хотят свободнее говорить по-русски и восьми- девятиклассников, которым предстоит сдавать ОГЭ, который и русский человек не сдаст без спецподготовки. По субботам.

Такая вот школа получилась.

РКИ: РУССКИЙ КАК ИГРОВОЙ

ИГРАЕМ! Рисуем, лепим, крутим что-нибудь  в руках   -  и говорим по-русски. Без этого говорения игра не играется –  вот главное! Настольные игры, конструкторы, лего, домино,  куклы, машинки –  все идет и едет.


ТЕАТР: играем стихи, сказки, песенки и всякие прибаутки,  известные русскому ребенку с молоком матери. Учить русский –  так с Маршака и Барто. И кукольный театр, и музыкальный, с ложками и трещотками.


АУДИОКНИГА: громко и правильно читаем в микрофон «Айболита», «Тараканище» и другую классику пятилетних, послушав сперва эти стихи в классическом и авторском исполнении. Так учимся читать. 


КИНОЗАЛ. Смотрим мультфильмы: и русские, и киргизские, и таджикские, и армянские -  что особенно смешно, ведь учитель не понимает ничего. 


КРОКОДИЛ и другие языковые игры:   когда нужно загадать слово, показать, подсказать, догадаться, задать правильные вопросы.


А еще –  ОНИ УЧАТ УЧИТЕЛЯ  узбекскому, киргизскому, таджикскому языку: весело, трудно, полезно. 


Список игр и активити бесконечен. Главное - создавать ситуации,  вынуждающие высказываться, чтобы говорение было не учебной задачей, а необходимостью игры. Ребенок проще нас воспринимает слова на слух: ему не всегда нужна зрительная опора. Эта способность, увы, с годами уходит.


Конечно, это не просто   болтовня. Каждый раз прибавляется с   десяток новых слов. Следим, чтобы ребенок сначала их узнавал –  пассивно   и тут же использовал в речи – активно. И парочку грамматических конструкций, куда без них: «Я беру - я взял; я делаю - ты уже сделал?» Прошедшее время, совершенный вид. Главное –   чтобы смешно было и весело.

 

Ведь  нет занятия веселее, 

Чем говорить на иностранном языке!


https://www.youtube.com/watch?v=0Gf__vpnnHI&list=PLw_WrgkzKcSrof_Tw1BgoHFwm0J8Wbcff&index=29 


КЛАСС РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ


ДЛЯ КОГО?

Это курсы для старшеклассников, которым предстоит сдавать экзамены;  молодых людей, приехавших в Россию работать, а также для родителей наших учеников. 


Старшеклассникам помогаем подготовиться к итоговой школьной аттестации; для молодежи ведем уроки русского языка и других полезных для молодых мигрантов вещей; родителей учим лучше понимать, что их дети говорят по-русски. 


ГДЕ и КОГДА?

По субботам, в Лицее Ковчег. Три группы по 10 человек. 6 занятий в день.  Можем организовать и в других школах, если будет инициатива.


ЧЕМУ УЧИМ?

Студенты выбирают несколько курсов, в зависимости от своих планов и намерений:

Русский, подготовка к ОГЭ

Русский Разговорный

Русский – курс РКИ

Математика -   курс для старшеклассников

Компьютер, пользовательский курс

Английский язык, начальный уровень

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛАСС НЕ ЗАКРЫТОГО… А ОТКРЫТОГО ТИПА!

ДЛЯ КОГО?

Берем детей, которые  оказались, в силу обстоятельств, за бортом  Школы.  Есть дети, которые несколько лет живут в Россию и не ходят в школу вообще – их берем в первую очередь. Есть, которые недавно приехали, но русский язык настолько слаб, что их принимают,  в лучшем случае, в класс на два года младше физического возраста. Есть такие, которых не берут, потому что у них нет регистрации и возможности ее сделать. 


Сперва делаем всё возможное, чтобы помочь определить ребенка в муниципальную школу и только потом, получив отказы,  принимаем его в Международный Класс. 


КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Формально, ученик числится  в обычном классе, назовем его «Класс по возрасту»  – на год младше физического возраста, как правило; (закончив на родине седьмой класс,  допустим,   он вновь идет в седьмой, но не шестой и не в пятый!)  Однако,на первых порах почти  на все уроки эти ученики ходят вместе  – это и есть Международный Класс.  Оформляется это через индивидуальный учебный план. В  классе могут быть дети разного возраста, разница может быть три-четыре года. 


КАКИЕ УРОКИ?

Много русского языка – около 15 часов, математика – 5 часов; другие предметы – по возрасту и классу.  В рамках русского языка выделяем три направления – три курса:  РКИ – русский как иностранный, близкий к классическому школьному курсу русского; РКИ – русский как игровой:  разные виды активности на языке: от настольных игр до постановки спектаклей; Свободные Тексты – ученики пишут и набирают на компьютере тексты насвободные темы.


ОТКРЫТОГО ТИПА…

По мере того, как дети  осваиваются в языке, они начинают посещать уроки вместе со сверстниками – по расписанию Класса по возрасту. Начинаем с уроков искусства: рисунка, музыки, театра и спорта. Потом расширяем список предметов английским, математикой, географией… У каждого ученика, таким образом, - индивидуальное расписание: часть уроков он посещает в Международном классе, часть – в Классе по возрасту, перетекая постепенно из первого во второй. 


КТО РАБОТАЕТ?

Лучшим вариантом представляется Учитель начальной школы продвинутого типа – он может вести две трети часов. На остальные могут приходить разные другие учителя: учитель английского, руководитель театральной студии, физики, химии.   Важной фигурой является куратор класса, он составляет индивидуальное расписание  для каждого ученика, держит связь с родителями, решает всякие внутренние проблемы.

УРОКИ ДРУЖБЫ

А еще время от времени проходят Уроки дружбы:  какой-нибудь учитель  объединяет свой класс с международными учениками: одни дети учат других!  Учат читать, решают вместе задачи,  мастерят, репетируют спектакли. Не известно, кому это общение полезнее: русскоговорящим или иностранным ученикам!


ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЫ

Раз в месяц, вместе с Классом по возрасту, ученики выезжают на экскурсии в Москву: в музеи, на выставки, на производственные экскурсии. 


ВСТРЕЧИ С РОДИТЕЛЯМИ

Непременно раз в месяц мы встречаемся с родителями наших учеников: в школе или чайхане.   Это и родительское собрание, и творческий отчет – дети показывают, чему научились, радуя учителей своих и родителей своих. 


ПРОЩАНИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ КЛАССОМ

Программа рассчитана, как правило, на один год: весной ученики могут посещать почти все   предметы со своими сверстниками из обычных классов. Успехов вам, ребята!


ЕСТЬ ЛИ ДРУГОЙ ПУТЬ?

Конечно, хорошо было б  приехавших в Россию детей сразу и целиком  погрузить в языковую среду, посадив в класс русскоговорящих сверстников.   Но это не всегда идет даже в начальной школе, что ж говорить о подростковом возрасте! Как  учить в 7 или 8 классе мальчика или девочку, которые могут по-русски назватьтолько свое имя?  Этих ребят на первых порах надо учить отдельно – в  международных классах и так делается во всех европейских странах. Но   ученики не должны быть закрыты в стенах своего класса – поэтому Международные классы у нас не закрытого, а … открытого типа. 


В ДРУГИХ ШКОЛАХ…

Такие классы нужны и возможны в муниципальных школах, где есть два десятка подростков, плохо говорящих по-русски.  Сделать это очень просто: нужен учитель,  куратор и педагогическая воля директора.  

Кто такие ПЕРЕЛЕТНЫЕ ДЕТИ?

Это дети, приехавшие – прилетевшие  к нам из других стран мира. Ребята, мы рады вам! Мы хотим, чтобы в нашей стране вы чувствовали себя свободно и уверенно, чтобы побыстрее научились говорить по-русски и нашли себе хороших друзей!


Как правило, это дети трудовых мигрантов, приехавшие в Россию из республик Центральной Азии и Закавказья – впрочем, какая разница, мы рады всем и готовы всех учить русскому языку!


Сколько их? Пять-шесть процентов от общего числа школьников: 1000 детей в Красногорске, не менее 50 000 – в столице. 


Ходят ли они в школу? Большая часть – да. Однако, часто их берут в класс на год-два-три младше – потому что русский язык очень слабый. Надо ли говорить, что  это  тяжело   для подростка: оказаться в среде чужого языка, да еще в классе не по возрасту? Десять-двадцать процентов детей из семей мигрантов не ходят в школу вообще. Живут в Москве иногда несколько лет и не ходят в школу. Таких детей в городе около десяти тысяч. 


Конституция, Конвенция о правах  ребенка, Закон об образовании предписывает учить всех детей, оказавшихся на территории РФ:   говорящих по-русски и не говорящих, с регистрацией и без, - ребенок должен  учиться в школе. Точка. 


Концепция наша проста: Курсы и Классы. Курсы Русского языка – для тех, кого взяли в школу, но он мало что там понимает; курсы – это занятия после уроков. Классы – для тех, кого не взяли в школу. 


Мы учим приехавших детей русскому языку – чтоб они смогли быстрее освоиться в нашей стране, получить образование, в будущем – найти работу.  Хотим, чтобы ребята получили положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми. 


Но еще не известно, кому всё это нужнее: приехавшим или «местному населению». Современный мир становится очень пестрым и разноязычным: все пришло в движение, языки, культуры, религии и обычаи – всё смешалось в нем. И нам всем надо научиться жить в мире и добром соседстве с  людьми, говорящими на разных языках.


Одним словом: Перелетные Дети, мы вам рады! Чувствуйте себя свободно и уверенно в нашей стране!


НАШИ УЧИТЕЛЯ

ГАЕНКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка школы № 19 г. Красногорска.

Профессионал высокого класса, который старается всё время расти. Увлеченно преподносит главное, по её мнению, в освоении русского языка - части речи и части слова. Лингвистические игры соревновательного характера для учеников средних классов, которые она предлагает, "подстёгивают" и мотивируют.

НАШИ УЧИТЕЛЯ

КАНКИА ИРИНА МУРАДОВНА, учитель начальных классов школы № 20 г. Красногорска

Третий год в проекте «Перелетные дети». По первому образованию - учитель иностранных языков. Многие приемы в обучение русскому языку как иностранному берет из опыта преподавания иностранного языка. Очень хорошо понимает языковые сложности билингвальных детей и успешно помогает их преодолевать. В школе создала модуль «Субботняя школа», где в выходной день дети обучаются русскому вместе с родителями. Работа в проекте помогает Ирине разнообразить свою учительскую деятельность в целом. Приёмы, применяемые на курсах, а также обмен опытом с другими педагогами, кто работает с иностранными учениками, наполняют учительский "багаж". Ирина признается, что ей нравится работать в субботние дни: "тихо, спокойно, дети не уставшие и полны энергии".



А У НАС МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛАСС! А У ВАС?

В 2019 году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» г. Калуги открыла международный класс для детей - инофонов. Заместитель директора по УВР Сизова Татьяна Ивановна рассказывает нам о том, что же получилось на самом деле. 

- Калужская общеобразовательная школа №33 стала одной из первых школ, открывших международный класс. Мы восхищаемся вашей отвагой и радуемся каждому успеху. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела? Сколько детей обучаются в классе? 

- Мы очень рады стать участниками проекта «Перелетные дети» в рамках регионального проекта Калужской области «Мы разные, мы вместе». Не секрет, что большой проблемой является адаптация детей-мигрантов в виду того, что они плохо владеют русским языком, а некоторые его совсем не знают. Создание международного класса «Перелетные дети» по примеру лицея «Ковчег - XXI» помогает решать нам эти проблемные вопросы. Безусловно, трудно, но мы движемся вперед. Мы вышли на индивидуальные образовательные маршруты для этих детей на уровне начальной школы, а именно: предметы «Русский язык как иностранный», «Русский язык», «Математика», «Иностранный язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» эти дети изучают в рамках индивидуального учебного планаВ международном классе обучалось на начало года двенадцать человек, теперь уже тринадцать. Прошла молва, и родители с удовольствием стали приводить к нам неговорящих деток. Сегодня мы видим, что адаптация идет быстрее. Учителей, кстати, участвующих в проекте, становится больше.  Если в сентябре было шесть учителей, четыре из которых это учителя начальных классов, то уже с января к нашей команде присоединились еще пять человек, из старшей школы. Таким образом,  у нас уже десять педагогов.  

- Как проходят занятия?  

- Часть уроков проходит в международном классе, а другая часть – вместе со сверстниками. Идея очень хорошая. Дети не оказываются изолированными от своих одноклассников. Взаимодействие с ровесниками не прекращается, а индивидуальное сопровождение помогает быстрее овладеть школьной программой. Но это очень сложно совмещать с расписанием, особенно в маленькой школе. Международный класс у нас один. 

На сегодняшний момент, мы создали еще одну группу для учеников средней школы, которые занимаются после уроков рамках внеурочной деятельности. От них мы тоже ждем результатов. 

- Какие сложности возникают в процессе обучения детей и организации образовательного процесса?

- В первую очередь, как я уже сказала, это расписание занятий. Во-вторых, родители смотрели на это «объединение» со страхом. Но сейчас они видят результат. Дети общаются и не изымаются из других коллективов. Имея за плечами небольшой опыт, мы пришли к выводу, что с детьми, которые по-русски совсем не говорят, заниматься нужно отдельно. Объединять их с говорящими детьми не следует. Здесь нужны дополнительные педагогические и учебные ресурсы. К великому сожалению, этого у нас пока нет. 

- Что вы считаете своей удачей?

- Наши преподаватели используют различные методики. Уже в конце урока ребенок способен воспроизводить полученную информацию. Еще 40 минут назад он не знал слово «рыба», а теперь уже показывает, где у нее хвост, голова и жабры. Ребенок счастлив, он все понимает. Домой приходит и рассказывает родителям, что он чего-то достиг. Дети помогают друг другу. Одна девочка у нас -  настоящий переводчик. Если ребёнок что-то не понимает, она сразу встает, берет его за руку и начинает все объяснять. Что у нас еще получается? Мы провели недавно новогодние праздники. «Перелетные» дети уже выступали на сцене. Для детей из международного класса мы открыли шахматный клуб, где они будут дополнительно заниматься еще один час в неделю. Мы предложили им стать участниками литературного клуба «Сказ». Очень трудно было заставить детей заниматься после уроков, но сейчас они уже осознано посещают эти занятия, потому что хотят. Дети даже начинают обучать русскому языку своих родителей. А это очень здорово и говорит о многом! Я считаю, что это большая победа на сегодняшнем этапе реализации проекта

- Очень приятно было получить от Вас так много интересной информации. Мы желаем Вам дальнейших успехов и ждем новых побед и свершений! Благодарим за интервью. 

НАБИРАЕМ ГРУППУ ДЕТЕЙ-ИНОСТРАНЦЕВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проект "Перелетные дети" объявляет набор детей-иностранцев для БЕСПЛАТНОГО изучения русского языка в игровой форме.
Мы набираем детей, которые остались «за бортом» русской школы. Тех, кого не взяли в школу из-за незнания русского языка, нехватки документов и по другим причинам. Детей, которым нужна поддержка и помощь для усвоения русского языка. Детей, кто учится в школе, но хочет "подтянуть" грамматику русского языка.
Занятия будут проходить в небольших группах в просторных светлых аудиториях, оснащенных всем необходимым. Дружественная атмосфера и профессиональный подход располагают к обучению и полностью убирают страх.
Благодаря нашим бесплатным занятиям Ваш ребенок не только будет чувствовать себя как дома, живя в другой стране, но и с новой стороны узнает своих русских друзей, когда начнёт общаться с ними на их родном языке.
Занятия будут проходить недалеко от станции метро Свиблово.
По четвергам с 16.30 до 18.00 и по пятницам с 15.00 до 16.30.
Информация о занятиях и запись по телефону : 89265972119 Анна.
Торопитесь записаться!

Наверх