ДЛЯ КОГО?
Берем детей, которые оказались, в силу обстоятельств, за бортом Школы. Есть дети, которые несколько лет живут в Россию и не ходят в школу вообще – их берем в первую очередь. Есть, которые недавно приехали, но русский язык настолько слаб, что их принимают, в лучшем случае, в класс на два года младше физического возраста. Есть такие, которых не берут, потому что у них нет регистрации и возможности ее сделать.
Сперва делаем всё возможное, чтобы помочь определить ребенка в муниципальную школу и только потом, получив отказы, принимаем его в Международный Класс.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Формально, ученик числится в обычном классе, назовем его «Класс по возрасту» – на год младше физического возраста, как правило; (закончив на родине седьмой класс, допустим, он вновь идет в седьмой, но не шестой и не в пятый!) Однако,на первых порах почти на все уроки эти ученики ходят вместе – это и есть Международный Класс. Оформляется это через индивидуальный учебный план. В классе могут быть дети разного возраста, разница может быть три-четыре года.
КАКИЕ УРОКИ?
Много русского языка – около 15 часов, математика – 5 часов; другие предметы – по возрасту и классу. В рамках русского языка выделяем три направления – три курса: РКИ – русский как иностранный, близкий к классическому школьному курсу русского; РКИ – русский как игровой: разные виды активности на языке: от настольных игр до постановки спектаклей; Свободные Тексты – ученики пишут и набирают на компьютере тексты насвободные темы.
ОТКРЫТОГО ТИПА…
По мере того, как дети осваиваются в языке, они начинают посещать уроки вместе со сверстниками – по расписанию Класса по возрасту. Начинаем с уроков искусства: рисунка, музыки, театра и спорта. Потом расширяем список предметов английским, математикой, географией… У каждого ученика, таким образом, - индивидуальное расписание: часть уроков он посещает в Международном классе, часть – в Классе по возрасту, перетекая постепенно из первого во второй.
КТО РАБОТАЕТ?
Лучшим вариантом представляется Учитель начальной школы продвинутого типа – он может вести две трети часов. На остальные могут приходить разные другие учителя: учитель английского, руководитель театральной студии, физики, химии. Важной фигурой является куратор класса, он составляет индивидуальное расписание для каждого ученика, держит связь с родителями, решает всякие внутренние проблемы.
УРОКИ ДРУЖБЫ
А еще время от времени проходят Уроки дружбы: какой-нибудь учитель объединяет свой класс с международными учениками: одни дети учат других! Учат читать, решают вместе задачи, мастерят, репетируют спектакли. Не известно, кому это общение полезнее: русскоговорящим или иностранным ученикам!
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЫ
Раз в месяц, вместе с Классом по возрасту, ученики выезжают на экскурсии в Москву: в музеи, на выставки, на производственные экскурсии.
ВСТРЕЧИ С РОДИТЕЛЯМИ
Непременно раз в месяц мы встречаемся с родителями наших учеников: в школе или чайхане. Это и родительское собрание, и творческий отчет – дети показывают, чему научились, радуя учителей своих и родителей своих.
ПРОЩАНИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ КЛАССОМ
Программа рассчитана, как правило, на один год: весной ученики могут посещать почти все предметы со своими сверстниками из обычных классов. Успехов вам, ребята!
ЕСТЬ ЛИ ДРУГОЙ ПУТЬ?
Конечно, хорошо было б приехавших в Россию детей сразу и целиком погрузить в языковую среду, посадив в класс русскоговорящих сверстников. Но это не всегда идет даже в начальной школе, что ж говорить о подростковом возрасте! Как учить в 7 или 8 классе мальчика или девочку, которые могут по-русски назватьтолько свое имя? Этих ребят на первых порах надо учить отдельно – в международных классах и так делается во всех европейских странах. Но ученики не должны быть закрыты в стенах своего класса – поэтому Международные классы у нас не закрытого, а … открытого типа.
В ДРУГИХ ШКОЛАХ…
Такие классы нужны и возможны в муниципальных школах, где есть два десятка подростков, плохо говорящих по-русски. Сделать это очень просто: нужен учитель, куратор и педагогическая воля директора.