СЕЗОН ПЕРЕЛЕТНЫХ ДЕТЕЙ

Вместе с директорами красногорских школ открыли курсы русского языка для детей-мигрантов. К нашему проекту присоединились чудесные неравнодушные люди. Пришло время познакомиться поближе с «Перелетными учителями».
C 19 школой, той, что в Павшинской пойме, мы работаем давно. В этом учебном году удалось открыть там курсы РКИ для всей начальной школы. Занятия ведет замечательная учительница Айгуль Михайловна Байгудинова. Ребята разыгрывают сценки, разгадывают ребусы, играют в языковые игры, поют песни. Есть и «серьезные уроки» русской грамматики. Работа кипит. В общей сложности курсы посещают 45 человек. Это целых четыре группы!
Недавно к нам присоединились еще две школы из Поймы, школа №16 и школа№ 14. В 14 школе уже есть небольшая группа. С ребятами работает Екатерина Юрьевна Полянинова - очень внимательный и отзывчивый педагог. Занятий прошло совсем немного, но группа расширяется. Много планов и перспектив. 
16 школа только готовится открыть курсы в своих стенах. Скоро старт.
Со школой №12 города Красногорска мы работаем уже не первый год. И наше долгое сотрудничество дает прекрасные результаты. Благодаря стараниям талантливых преподавателей, русский язык изучают целых 5 групп разных возрастов.
С первоклассниками работает Ирина Николаевна Ротарь. 
 Во втором классе занятия ведет 
Светлана Сергеевна Пичулина
Наталья Михайловна Крылова учит русскому языку третьеклассников. 
Занятия в 4 классе ведет Елена Геннадьевна Кунская. 
Анастасия Игоревна Козубай и Елена Васильевна Костина помогают ребятам из 5,6 и 7 классов освоить программу русского языка средней школы. Задача непростая, но они прекрасно справляются.
Уроки очень интересные и разнообразные. Ребята изучают грамматику, играют, смотрят мультфильмы и даже открыли свой кукольный театр.
А ещё в 12 школе есть театральная студия. Вместе с Ладой Андреевной Бельской – нашим молодым и энергичным педагогом, ребята постигают азы театрального мастерства. 

В 20 школе в Путилково помимо курсов удалось открыть субботнюю школу. Теперь еще и по субботам детей и их родителей русскому языку обучают прекрасные педагоги Ирина Мурадовна Канкиа  и Дана Алиевна. Есть в 20 школе и студия фольклорного театра. С огромной радостью ребята поют народные песни, играют в народные игры и изучают русские обычаи вместе с Анной Владимировной Орловой.

Хочется поблагодарить директоров школ и педагогов, без которых у нас ничего бы не получилось.
Вместе мы делаем большое и хорошее дело. С уверенностью можно сказать, что мы делаем его успешно.

Анна Пономарева, преподаватель онлайн курсов для младшей школы

Я работаю в проекте «Перелетные дети» с прошлого учебного года. Закончила филфак в Нижегородском университете имени Н.И. Лобачевского. Когда училась там же в магистратуре, преподавала русский язык иностранным студентам на подготовительном факультете. Здесь они проходили обучение и готовились к поступлению в российские ВУЗы. 

Из Нижнего Новгорода я переехала в Подмосковье и, когда искала работу по специальности, откликнулась на вакансию проекта «Перелетные дети». 

***

Конечно, работа с детьми и взрослыми по обучению языку отличается! Взрослые – как правило, заранее мотивированы, а ребенка необходимо заинтересовать. Ребенок будет заниматься только в том случае, если ему интересно. Я всегда стараюсь использовать необычные задания для закрепления нового материала. Интерактив - это определенная разгрузка, он помогает снять языковой барьер, создать дружескую атмосферу. В этом смысле очень многое дают онлайн - платформы. Есть масса площадок с интересными играми, упражнениями! 

***

В прошлом году, когда я начинала работать с «Перелетными детьми», у меня было две группы: дети дошкольного и школьного возраста. С малышами учились читать и писать, а со старшими мы много занимались грамматикой, произношением, орфографией – всем, что необходимо для того, чтобы учиться в российской школе.  

До карантина занятия были только очные. Я работала в библиотеке в Нахабино (это рядом с Красногорском) и в школе в Красногорске. Вела для ребят курсы русского языка два раза в неделю. 

Пока неизвестно, что теперь будет с очными занятиями. Преподаем онлайн, но готовы начать очно, разумеется. В прошлом учебном году, когда ввели карантин, я боялась, что малыши не справятся с онлайн-занятиями, и группа распадется. Но все прошло отлично! Практически все малыши посещали онлайн – уроки – за исключением нескольких человек, у которых дома были технические сложности с компьютером и интернетом. Более того: были ребята, которые очно не могли посещать, зато присоединились к нам онлайн!

Сейчас у меня две детские онлайн – группы, в каждой из них примерно по восемь учеников. Летом занимались со взрослыми, но у многих дети. Родители интересовались, будем ли открывать летом детские группы. Как только появился запрос, начали заниматься с детьми. Готовимся к школе, чтобы смело идти в новый учебный год. 

***

- Мы все знаем слово «рыбак». А что он делает?
- Рыбакает!

 И таких веселых ситуаций у нас много. Это говорит о том, что ребята уже понимают структуру русского языка, пытаются применять аналогии. Конечно, не сразу все получается, но со временем обязательно!

Я ими очень горжусь. Они даже не представляют, какую большую работу совершают. Ведь слова, даже образованные неправильно, рождаются не просто так, а на основе того, что мы раньше изучали, читали и слышали. Радуемся каждому успеху! 

Байгудинова Айгуль Мухаметкалиевна: школа №19 в Красногорске

Я пришла в 19-ю школу в 2016 году. Мне сразу дали целый класс, состоящий из детей, практически не говорящих по-русски: у нас были азербайджанцы, армяне, узбеки, киргизы, гагаузы, таджики… Конечно, сначала было очень сложно, поскольку ребята не понимали значения самых простых слов. 

А потом я начала вести дополнительно курсы русского языка: ребята из 1-4 классов приходили после уроков и занимались русским языком. В прошлом учебном году было много детей со 2-3 класса, с 4-го меньше. Думаю, это связано с тем, что четвероклассники заканчивают занятия позже «малышей», и просто не успевали. К тому же у них были занятия по подготовке к экзаменам по итогам начальной школы. Но в целом, у нас сложился более-менее постоянный коллектив, куда приходило 18-20 человек. 

***

Как проходят занятия? – в игре!

Настольные игры у нас идут «на ура». К примеру, изучая карточки по окружающему миру, истории России, Узбекистана и Таджикистана, дети заодно осваивают азы орфографии и грамматики. Еще одно любимое занятие – кроссворды: это ведь и язык и эрудиция!

В институте Пушкина мне дали интереснейшие материалы по обучению русскому как иностранному. Мы заучивали с ребятами стихи, чистоговорки, скороговорки, изучали значения фразеологизмов. 

Принимали участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях, ставили спектакли, готовили выступления - в том числе для фестиваля «Наша Родина - Россия». 

Результат: дети, которые совсем не умели говорить, уже через полгода могли петь песни, правильно произносить и читать слова. 

***

Мы, кстати, тоже учились. Ездили в «Ковчег» заниматься каждую неделю, изучили курс «Русский язык как иностранный». Получили сертификаты. Нас было около 10 человек учителей.

Еще в «Ковчеге» ежемесячно проходят совещания: делимся находками, потому что для нас это абсолютно новая сфера. Новая, потому что в стандарте российского образования нет такого предмета «Русский язык как иностранный», многое приходится осваивать интуитивно. 

***

В этом году я опять возьму первый класс. Меня иногда спрашивают: «А стоит ли разделять в школе русскоговорящих детей и тех, кто не говорит по-русски?». И я до сих пор не знаю, какой дать ответ. С одной стороны, приезжим детям легче и быстрее вливаться в среду, если они учатся среди русскоговорящих детей. С другой стороны – ребята, плохо понимающие русский, сложнее осваивают программу, они могут «тормозить» весь класс… 

Но мы работаем над тем, чтобы этих деток «выравнивать» с нашими, чтобы они могли полноценно учиться в российской школе. Кстати, у нас есть случаи, когда дети, которые совсем не умели говорить по-русски к началу учебного года, к концу года становились хорошистами. Это значит, что ребята проделали очень большую работу. 

Светлана Сергеевна Пичулина: школа №12 в Красногорске

Я преподаю русский язык в начальной школе. Первое мое образование – учитель русского языка и литературы. Затем была переподготовка, и я стала работать в начальной школе.  
Сейчас на базе школы №12 я веду курсы русского языка для детей, которые недавно приехали в Россию. Занятия проходят после уроков три раза в неделю. В эти дни ко мне приходят 10 ребят, которые хотят говорить и писать по-русски. 

Как я пришла в проект «Перелетные дети»

В проекте я уже два года. Вести курсы русского языка для «Перелетных детей» мне предложил директор нашей школы. Правда, до этого у меня уже был небольшой опыт работы с детьми-инофонами. В классе, где я преподавала, учился мальчик из Таджикистана. На лето он уезжал домой, а по возвращении в школу испытывал трудности в обучении, так как многое забывал. В результате мне приходилось с ним опять нагонять программу. Хорошо, что мальчик был способный и очень хотел учиться! Он оставался на все дополнительные занятия, выполнял все задания… В итоге фактически за год он догонял своих одноклассников. 
В общем, когда мне предложили вести курсы русского для проекта «Перелетные дети», я подумала, что у меня это может получиться. 
Сначала, конечно, было сложно, потому что не знала, с чего начать. Но потом появились учебники для работы с такими ребятами. Очень помогли встречи с коллегами, где мы обменивались опытом работы. Постепенно стало понятно, от чего можно оттолкнуться. Сейчас уже проще, конечно. 

«Фишки» и «лайфхаки» по обучению русскому

Дети очень любят сказки. Вот от этого мы и отталкивались. Мы рисовали сказочные истории или вспоминали сказку по рисунку, смотрели мультфильмы, даже создали свой настольный театр! Я сделала ширму, нашла перчаточных кукол, и мы с ребятами приступили к созданию спектаклей. Сначала, конечно, это были простые сказки, например, «Теремок», «Колобок», но затем появились произведения более сложные. Иногда истории выдумывали и сами ребята. А как им понравилось играть на сцене! Вот и в этом году мы готовили небольшие рассказы Валентины Осеевой для театрального фестиваля, но, к сожалению, показать не получилось. 
Лайфхак самый простой: все дети очень любят играть. В игре, в движении им становится понятно, о чем они говорят, что делают. 
Еще мы играли в предложения. Сначала составляли короткое предложение. Затем к нему постепенно добавляли новые слова. Так у ребят даже получался короткий рассказ! Ну и, конечно, выручали различные карточки, кубики, настольные игры.

Что самое сложное в работе

Здесь все, как с русскоговорящими ребятами: у кого-то есть желание учиться, а у кого-то оно отсутствует напрочь. Самое сложное для меня – работать с теми детьми, которые не хотят учиться. 
Вот и сейчас в группе есть мальчик из Молдавии. Он так и говорит: «Мне русский не нужен, я все равно уеду домой». Конечно, он каждый раз приходит на занятия, но это больше потому, что его заставляют. К сожалению, у него нет мотивации, и это видно. 

Про результаты

Зато у тех ребят, у кого было желание учиться, видны отличные результаты! Конечно, не сразу, все приходит постепенно, и количество со временем перерастает в качество. Они ведь ходят в обычную русскую школу, общаются по-русски, а на курсе мы отрабатываем письмо и разговорную речь. 
Кстати, успехи в русском влияют и на оценки! Если в начале года, к примеру, у ребят были в основном тройки, то концу появляются четверки и даже пятерки.
Главное – не лениться.

Канкиа Ирина Мурадовна

В 2016-2017 учебном году школа №20 в деревне Путилково открыла двери для своих первых учеников. А в апреле 2017 года мы уже встретили наших первых «Перелётных детей». Мне предложили учить русскому языку детей, которые испытывали трудности в общении и обучении из-за плохого владения языком. Я сразу согласилась, мне показалось это интересным. В педагогическом университете я закончила факультет лингвистики, а больше всего мне нравился курс методики преподавания иностранного языка. В моей работе с детьми-мигрантами мне это очень помогает. 
У меня в классе учились три мальчика, которые очень плохо говорили по-русски. Помочь им во время урока и уделить больше времени было трудно, т.к.  мы ограничены рамками урока, а большая наполняемость класса делала процесс обучения этих детей еще сложнее.  Проект дал возможность отдельно заниматься с детьми, уделить им больше времени и учить их именно тому, что нужно самим детям. А детям младшего школьного возраста нужно уметь общаться со своими сверстниками, чтобы играть с ними. Игра и легла в основу моих первых уроков в проекте «Перелетные дети».  
Детям очень нравится играть, в игре они раскрываются, исчезает зажатость и стеснение. Но весь урок играть нельзя, надо писать и читать, пересказывать и сочинять, иногда рисовать, иногда лепить, петь, ставить спектакли. Главное, чтобы это все было понятно и интересно! Детям-инофонам трудно понять грамматику русского языка, особенно, когда так много правил, а у каждого правила есть исключения. В такие моменты на помощь учителю «приходят» учебные пособия.
Сегодня есть много литературы для обучения детей-мигрантов русскому языку. Но, к сожалению, нельзя просто взять одно из пособий и по нему работать, каждый урок надо тщательно проработать заранее. Готовясь к занятию, хочется придумать что-то новое, чтобы детям было интересно, но иногда это трудно и занимает много времени. В этот момент очень помогает наша группа в Facebook «Перелетные учителя», где мы делимся своими «находками». Так же мне нравились встречи учителей, где можно было обсудить наши успехи, поделиться знаниями и опытом.. Именно в такие наши встречи мне приходили новые идеи для уроков русского языка в проекте «Перелетные дети».

"Перелетные дети" на "Изумрудных холмах"

Учитель начальных классов школы №18 г. Красногорска «Изумрудные холмы» Екатерина Владимировна Ильина о нашем проекте:

Школа огромная, на 1600 учеников! У нас учится очень много ребят разных национальностей, далеко не все хорошо говорят по-русски.
Что сложнее всего в преподавании
Для меня самое сложное – собрать всех на урок. К сожалению, далеко не все ребята хотят приходить на курсы русского языка, даже бесплатно.
Младшие, второклассники, ходят более активно: 10-12 человек обязательно бывает на уроке. В третьем классе уже человек 7-8, а в четвертом – максимум 4. Это я говорю о регулярных занятиях на курсах русского языка, об очной форме обучения.
Я думаю, что относительно не большое количество ребят для старших курсов объясняется расписанием: курсы начинаются днем, и второклассники идут на них сразу после своих школьных уроков. Третьему классу приходится уже немного подождать, а четвертый класс начинает заниматься после длительного перерыва. Конечно, ребята идут во время перерыва домой, и оттуда уже не возвращаются. К тому же, у старших ребят в это время есть свои кружки или секции, и они выбирают их вместо русского.
Конечно, мне это немного обидно, поскольку я вижу результаты тех ребят, которые ходят заниматься регулярно. Хорошо говорить, читать и писать по-русски – это ведь прежде всего в их интересах! Тем более, что уроки мы выстраиваем в игровой форме: для маленьких игры больше, для старших классов – меньше. Но игра на наших занятиях присутствует обязательно!
Как все начиналось
Поскольку у нас школа многонациональная, то вопрос с изучением русского языка стоит довольно остро. Когда к нам пришла куратор проекта Анна Орлова, то мы сразу поддержали ее идею насчет преподавания русского как иностранного (РКИ) для ребят из других стран. Нашли учителя. А потом та учительница уволилась, хотя процесс уже был запущен. Вот мной и заткнули дыру (улыбается). Так я стала преподавателем русского языка для «перелетных детей».
Конечно, на следующий год также планирую вести уроки! Я ведь вижу, насколько русский язык помогает детям в учебе в школе и при личном общении со сверстниками из России. Главное – заниматься, не бросать. Вижу, что грамматика дается ребятам сложнее всего. Но мы стараемся проходить все в игровой, доступной форме. С малышами, тем более, обучение возможно только в игре. Со старшими классами немного сложнее, ведь у них уже идет подготовка к ВПР.
В любом случае, надо целенаправленно и долго трудиться. И тогда обязательно все получится!

Екатерина Владимировна Ильина

Я учитель начальных классов в школе №18 г. Красногорска «Изумрудные холмы». Школа огромная, на 1600 учеников! У нас учится очень много ребят разных национальностей, далеко не все хорошо говорят по-русски.  

Что сложнее всего в преподавании 

Для меня самое сложное – собрать всех на урок. К сожалению, далеко не все ребята хотят приходить на курсы русского языка, даже бесплатно. 

Младшие, второклассники, ходят более активно: 10-12 человек обязательно бывает на уроке. В третьем классе уже человек 7-8, а в четвертом – максимум 4. Это я говорю о регулярных занятиях на курсах русского языка, об очной форме обучения.

Я думаю, что относительно не большое количество ребят для старших курсов объясняется расписанием: курсы начинаются днем, и второклассники идут на них сразу после своих школьных уроков. Третьему классу приходится уже немного подождать, а четвертый класс начинает заниматься после длительного перерыва. Конечно, ребята идут во время перерыва домой, и оттуда уже не возвращаются. К тому же, у старших ребят в это время есть свои кружки или секции, и они выбирают их вместо русского. 

Конечно, мне это немного обидно, поскольку я вижу результаты тех ребят, которые ходят заниматься регулярно. Хорошо говорить, читать и писать по-русски – это ведь прежде всего в их интересах! Тем более, что уроки мы выстраиваем в игровой форме: для маленьких игры больше, для старших классов – меньше. Но игра на наших занятиях присутствует обязательно!

Как все начиналось

Поскольку у нас школа многонациональная, то вопрос с изучением русского языка стоит довольно остро. Когда к нам пришла куратор проекта Анна Орлова, то мы сразу поддержали ее идею насчет преподавания русского как иностранного (РКИ) для ребят из других стран. Нашли учителя. А потом та учительница уволилась, хотя процесс уже был запущен. Вот мной и заткнули дыру (улыбается). Так я стала преподавателем русского языка для «перелетных детей». 

Конечно, на следующий год также планирую вести уроки! Я ведь вижу, насколько русский язык помогает детям в учебе в школе и при личном общении со сверстниками из России. Главное – заниматься, не бросать. Вижу, что грамматика дается ребятам сложнее всего. Но мы стараемся проходить все в игровой, доступной форме. С малышами, тем более, обучение возможно только в игре. Со старшими классами немного сложнее, ведь у них уже идет подготовка к ВПР. 

В любом случае, надо целенаправленно и долго трудиться. И тогда обязательно все получится!

НАШИ УЧИТЕЛЯ

ХУДОБИНА ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕНВА 

В проекте "Перелетные дети" работает второй год. Более двадцати лет преподает русский язык как иностранный. В Иркутском государственном университете обучала китайских студентов разговорному русскому языку. В международных группах 14-й школы Красногорска вместе с детьми - мигрантами штурмует высоты русской морфологии, грамматики и синтаксиса.

НАШИ УЧИТЕЛЯ

РОТАРЬ ИРИНА НИКОЛАЕВНА, учитель начальных классов в МБОУ СОШ № 12 г. Красногорска.

В проекте «Перелётные дети» третий год. 
«Вы спросите кто я  и почему я в школе? Я сплав! Сплав желании́ сделать мир лучше и сомнений в своих возможностях.  Я человек, наделённый качествами, компетенциями, навыками и желанием воспитывать себя. А ещё мне нужно быть полезной тем, кому без меня не обойтись! Моя глубокая уверенность, что научить можно только того, кто хочет учиться, а сделать это может только тот, кто постоянно учится, но только не формально, за партой..! Я учусь, учусь с удовольствием, а мои учителя сейчас - это дети, маленькие дети, которым очень нужно стать Людьми (с большой буквы)! И мне важно каждый день делать им маленькие подарки, маленькие инвестиции так, что бы они верили в свои начинания,  победы, открытия и уверенно шагали вперёд - в будущее!"

НАШИ УЧИТЕЛЯ

КУНСКАЯ ЕЛЕНА ГЕННАДИЕВНА, учитель начальных классов в МБОУ СОШ № 12 г. Красногорска.

В проекте «Перелётные дети» третий год.
«Моя мечта совпадает с мечтой кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Именно под таким лозунгом мы и занимаемся. А для дружбы нужна доброта и понимание. И, если есть дружба, то можно активно и плодотворно работать. И всё у нас получится!!!»

Наверх