В начале 2019-2020 учебного года проект «Перелетные дети» стартовал в
Калужской области. Это значит, что ребята, приехавшие с семьями в Россию,
получили возможность изучать русский язык в соответствие с их
потребностями, адаптироваться в не знакомой им языковой
социуме и более успешно учиться в школе.
Уникальность проекта в Калуге в том, что он был реализован в
государственной школе, где не так много учителей, которые ведут неполную
нагрузку и ставки педагогов дополнительного образования. Если частные
школы более свободны в количественном составе педагогических
работников, то в государственной школе количество педагогических
работников зависит в том числе и от количественного состава учеников.
В рамках инвариантной части учебного плана не предусмотрен учебный
предмет «Русский язык как иностранный». Тем удивительнее результаты,
которых добились педагоги и, конечно, ученики.
Рассказывает Сизова Татьяна Ивановна, заместитель директора по учебно-
воспитательной работе 33-й школы г. Калуги
Как все начиналось
- Примерно год назад, в апреле 2019 года, по программе взаимообучения
городов, директор нашей школы Сергей Владимирович Балашенко в
составе представителей министерства образования и науки Калужской
области, управления образования города Калуги, директоров школ
посетил частную школу «Лицей-Ковчег XXI», которая и организовала проект
«Перелетные дети». Эта встреча оказалась для нас очень важной, поскольку в
Калуге тоже много семей из стран ближнего зарубежья. Как правило, дети из
таких семей плохо знают русский язык и им довольно сложно учиться в
школе.
Наша школа находится в удалённом микрорайоне Калуги. Здесь проживает
много семей из Таджикистана, поскольку рядом строится новый квартал, и
мужчины работают на стройке. Соответственно, в нашем районе достаточно
много детей-инофонов. Так называют детей, чьи семьи недавно мигрировали
из стран бывшего зарубежья, и которые плохо говорят по-русски.
Надо сказать, что мы до начала 2019-2020 учебного года реализовывали
проект «Образование детей вне стен школы», суть которого заключалась в
том, что мы собирали детей-инофонов и организовывали для них экскурсии
по достопримечательностям Калуги и Калужской области.
А в апреле 2019 года познакомились в «Ковчегом» и увидели, как интересно
и эффективно в «Ковчеге» проходит обучение детей русскому языку как
иностранному. Мы решили также поучаствовать в проекте, а министерство
образования Калужской области нас в этом поддержало. И вот а августе
прошлого года все закрутилось…
Как сделать для детей индивидуальный образовательный маршрут?
У нас государственная школа, и мы должны соблюдать все предписания и
стандарты. С одной стороны, нам нужно было создать для ребят
индивидуальный образовательный маршрут, с другой – действовать в полном
соответствии с законодательством, в частности, с законом «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ.
Что мы сделали.
Мы набрали 12 детей с 1-го по 4-й класс и разбили их на две подгруппы: 3
человека вообще не говорили по-русски, а 9 ребят могли общаться (хотя и
писали с ошибками). Для всей группы детей мы выcтроили индивидуальный
образовательный маршрут.
В соответствии с ним, 9 часов из 23 (возможная нагрузка в начальной школе)
мы фактически посвятили РКИ (русский как иностранный). Иными словами, 9
часов эти дети занимались отдельной группой.
Из этих 9 часов один час был посвящен русскому как иностранному, а
остальные восемь часов были обычные уроки по программе (математика,
чтение, окружающий мир и др), но на русском языке, нашими педагогами,
которые занимались с детьми по программе РКИ.
На другие уроки (физкультура, рисование и др) дети приходили заниматься
вместе со всем классом.
В итоге чуть больше трети часов обучения (9 из 23) наши перелетные дети
учатся русскому языку фактически отдельно от общего класса, и при этом по
обычной государственной школьной программе! Этот год показал, что такой
подход очень эффективен.
Но пока опыт нашей школы, пожалуй, единственный, насколько я знаю.
Перспективы и планы
Я считаю, что чем больше школа, тем проще ей реализовать индивидуальный
учебный маршрут для детей-инофонов. Ведь чем больше параллельных
классов, тем легче «развернуться» с индивидуальными планами. Это совет
для других школ, которые опасаются «наплыва» мигрантов и того факта, что
им сложнее осваивать школьную программу, чем русским детям. Ключевое
слово здесь – индивидуальный учебный план.
Что касается нашей школы, то мы хотим пойти дальше и сделать по
аналогичной системе также средние классы (5-8). Учителей, конечно, не
хватает. Мы решили, что РКИ у нас будут вести еще два предметника,
которые прошли соответствующее повышение квалификации. Они будут
преподавать РКИ через внеурочную деятельность.
Мы рады, что учителя уже проявили интерес к этой программе. Значит, у
ребят, приехавших из других стран, все будет хорошо.