ЛОВКОСТЬ РУК, И... НИКАКОГО МОШЕННИЧЕСТВА!

текст: Настя Тихомирова
фото: из личного архива Ольги Кряхтуновой


Преподаватель Ольга Кряхтунова из Астрахани придумала конструктор, который помогает учить русский язык. Мы поговорили с Ольгой о том, что важнее – «жить в событиях» или в грамматике? Как французское кино заставляет заговорить по-русски? И почему квизы и «бродилки» эффективнее учебников? 

 - Я пробовала показывать свой «Глагольный конструктор» умным тетенькам, заявить это как пособие, но, если честно, не очень оценили: «Дети этого ничего не поймут!». Но ведь детям, да и взрослым, которые учат русский язык, гораздо сложнее уложить в голове знания из учебника, а руками - покрутили и запомнили!
Ольга Кряхтунова - кандидат филологических наук, доцент Астраханского государственного технического университета, преподаватель русского языка как иностранного и заодно – педагог проекта «Перелётные дети» за свою карьеру «крутила» в руках десятки учебников и пособий, но идеального варианта для своих учеников не нашла. Тогда она сама взяла в руки ножницы, цветную бумагу и фломастеры… Так появился на свет «Глагольный конструктор» - набор из складных таблиц, кубиков и карточек-подсказок. 

- Когда изучаешь русский язык, запоминать варианты глагольных форм, как советуют учебники, трудно, - рассказывает Ольга. - А когда ты видишь их перед собой и много раз повторяешь – полегче. Это такой способ выведения когнитивных операций в физические действия: не перебирать варианты в голове, а руками покрутить.


Личные методические разработки – что-то вроде профессиональных секретов, у каждого педагога – свои. Но Ольга Кряхутнова секретов от коллег не держит – впервые её «Глагольный конструктор» мы увидели на планерке в режиме онлайн, когда заговорили об эффективных методиках, которые применяют учителя РКИ* в «Перелётных детях». Оказалось, Ольге есть не только что сказать, но и… что показать! Конечно, «Глагольный конструктор» в окошечко веб-камеры едва помещается – это пособие эффективнее всего работает на «живых» занятиях, но кое-какие его элементы можно использовать и заочно.


- В основном школьном курсе мы даём два спряжения у глаголов, а вариантов окончаний намного больше, - объясняет Ольга. -  В РКИ вариант окончания называется моделью, вот таких моделей для глаголов, например, Университет Дружбы Народов даёт 12! Но я их по окончаниям сократила до 5, в зависимости ещё и от основы глаголов… Как показать ученикам, что есть разные окончания? Я использую свой конструктор. Когда на глаза попадается новый глагол, мы его с ребятами крутим-вертим, подбираем-выбираем…

Вдохновившись результатами глагольной акробатики, Ольга Кряхтунова занялась прилагательными. С ними в русском языке тоже всё непросто (и дети, и взрослые студенты «Перелётных детей» соврать не дадут). Чтобы показать подвижность признака, педагог создала особый «Цветовой круг», который (ну вы уже поняли)) тоже можно крутить и вертеть.


- Проблема традиционных учебных пособий по русскому языку в том, что они нацелены на отработку грамматики и у них нет связи с жизнью, - говорит Ольга. - Например, в упражнении дано – белая куртка, белые туфли и так далее… Но один и тот же предмет может быть в жизни и белым, и синим, и красным… И мой подвижный цветовой круг позволяет применить разные прилагательные к одному существительному.

Что первично: грамматика или лексика? Живое общение или четкое понимание структуры и законов языка? Этот ответ каждый преподаватель РКИ ищет для себя самостоятельно. Иногда годами, а иногда – каждый раз заново. Но для Ольги Кряхтуновой ответ очевиден: 

- У меня есть потребность что-то создавать и придумывать, чтобы сокращать путь от ситуации к языку. Для меня важно, чтобы студенты могли комментировать ситуацию. Мы живём в событиях, а не в грамматике. Мне вообще бывает тяжело с чужими учебниками. Если меня не цепляет какой-то рассказ или история – я не смогу втянуть в неё студентов. Допустим, в учебниках РКИ часто бывает установка, что всё должно быть привязано к России, видимо, это часть культурной интеграции… Но это не всегда интересно студентам! Поэтому, я ищу то, что им будет эмоционально близко. Например, мы смотрим на занятиях французский фильм «Игрушка»*, а потом обсуждаем его…


Учиться, получая не только знания, но эмоции мечтают все ученики - и дети, и взрослые. Но только в последние годы педагогика сделала эмоции важным, если не основным инструментом познания. Вот хорошая цитата об этом из книги нейробиолога Мэри Хелен Иммордино-Янг «Эмоции, Обучение и Мозг»: «Революция в нейробиологии опровергла ранние представления о том, что эмоции мешают обучению, напротив свидетельствуя, что эмоции и познание обеспечиваются взаимозависимыми нейронными процессами. В буквальном смысле, с точки зрения нейробиологии невозможно запоминать, связывать мысли или делать значимые выводы без эмоций». Ученики Ольги Кряхтуновой совершенно точно получают эмоции от процесса познания, а сама педагог – от творческого процесса придумывания. 

- Если ты за это берешься, то ты в каждый урок должен это включать, - убеждена Ольга Кряхтунова. - И включать незаметно. Это для тебя игра, а для учеников – учёба. 

Новый учебный год Ольга хочет начать с детективных квизов онлайн, а ещё планирует перепридумать знакомые всем настольные игры – «бродилки» в дистанционном формате, но с реальным кубиком, который каждому ученику нужно будет самостоятельно распечатать и склеить. Зато дальше – студенты смогут играть в умную игру из любой точки мира хоть с преподавателем, хоть друг с другом.

*Русский язык как иностранный (РКИ или РкИ) — один из разделов лингводидактики, который занимается изучением русского языка с целью разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания носителям других языков, проживающим на территориях, где русский не имеет широкого хождения. «Русский язык как иностранный» — также специализация учебных заведений, присваивающих квалификацию «преподаватель русского языка как иностранного».

*«Игру́шка» (фр. Le Jouet) — комедия режиссёра Франсиса Вебера, снятая в 1976 году. Франсуа́ Перре́н (Пьер Ришар) — безработный журналист. После многих месяцев поиска работы ему удаётся устроиться в газету «France Hebdo». Первым серьёзным заданием Перрена стало написание статьи о магазине игрушек, принадлежащем, как и сама газета, миллионеру Пьеру Рамба́лю-Коше́. В магазине Перрен попадается на глаза сыну миллионера, Эри́ку, которого за хорошее поведение привели покупать игрушки. Мальчик безапелляционно заявляет, что хочет получить в качестве игрушки именно Перрена. Перрен протестует, но его всё же уговаривают за вознаграждение поселиться на некоторое время в доме миллионера и отправляют его туда в заколоченном ящике...




СЕНТЯБРЬ НАЧИНАЕТСЯ... В ИЮЛЕ

В «Перелётных детях» школьные каникулы – отличный повод подналечь на уроки русского. В формате интенсива (3 раза в неделю, а иногда чаще) у нас занимаются сразу несколько детских групп онлайн. Суббота и воскресенье – тоже учебные дни. 

- Летнее время ждут все – и дети, и учителя. Но в этом году я решила не задействовать отпуск в полную силу, потому что работаю в «Перелётных детях». Эта работа приносит мне и отдых, и удовольствие, - говорит Ирина Крутова, педагог проекта. -  Осталось полтора месяца до Первого сентября, и мы пытаемся в полную силу подготовить ребят к школе!

- Основной процент тех, кто учится у нас – это ученики московских школ, для которых русский язык не родной, - рассказывает педагог Мария Матвеева. – Наша задача – привести их знания в систему, поэтому мы занимаемся комплексным повторением! С кем-то повторяем звуки и буквы, а с кем-то уже орфограммы. Конечно, ощущается лето, но дети настроены заниматься… В каждой группе всегда по 10-12 человек, всё, как в настоящей школе – ручки, тетради, домашние задания. Но, если честно, занятия проходят легко, и мы получаем удовольствие от этих 45 минут, которые провели вместе. 

Специальных уроков на «летние» темы педагоги не делают, но разговоры про отдых, солнце и пляж в разгар июля возникают сами собой, и новые слова легко входят в лексический запас наших учеников. А ещё у ребят есть все шансы успеть "проглотить" на каникулах книжки для внеклассного чтения. Ирина Крутова придумала, как интегрировать Чехова, Носова и компанию в летние уроки русского:

- Мы читаем, разбираем структуру текста и смыслы, дети учат новые слова, которые им встречаются… Сначала, конечно, всё идёт сложно, но потом ученики так привыкают ко мне и к занятиям, что могут даже ночью или утром написать совершенно по-дружески: «Как у тебя дела?»

- Многие мои ученики уже говорят по-русски лучше, чем их родители, - признается Мария Матвеева. – Ребята готовы трудиться, и когда я вижу их успехи, мне хочется сделать для них больше… Дать какой-то творческий импульс этим занятиям! Перейти от урочной системы к чему-то новому! Я уже кое-что придумала, но пока оставлю свои идеи в секрете до сентября…

Присоединиться к занятиям онлайн в проекте «Перелётные дети» можно в любой момент! Контакты https://pereletnye-deti.ru/kontakty.html

ВОЛЯ К ПОБЕДЕ

Выпускница «Перелётных детей» Табасомм Мохаммад Казим готовится поступать в университет. Для нас это уже повод для гордости, но мы всё равно держим кулачки и верим в свою «первую ласточку». 
Конечно, выманить Табасомм на прогулку накануне экзаменов непросто, но мы постарались… О дружбе народов и снежных вершинах в окрестностях Кабула, об индийском кино и русской литературе, о причинах для улыбок и гадании на ромашке… Кажется, мы уместили почти все важные разговоры в один жаркий день! И даже едва не попали в Болливуд! Текст, наполненный солнцем – по ссылке
https://pereletnye-deti.ru/ru/smi-o-pereletnyih-detyah/125-utomlennye-solncem.html

ИНСТАГРАМ ВМЕСТО УЧЕБНИКОВ

Лима Шафик из Афганистана сначала была нашей ученицей, а теперь - стала коллегой! Лима ведёт группу "Перелётных детей" в Инстаграме на языке пушту @pereliotnye_deti_af
- Я живу в России с 2019 года, - рассказывает Лима. - Сначала было сложно учить русский, но мне помогли занятия в "Перелётных детях", а ещё телевизор... Мне до сих пор сложно говорить по-русски, зато я могу писать! Думаю, что Инстаграм поможет мне выучить язык ещё лучше... И вообще, это интересно! Если человек хочет что-то делать, ему ничего не будет сложно!
О карьере журналиста или smm-щика Лима пока не думает. Говорит, что математика ей нравится гораздо больше, чем гуманитарные дисциплины. А вот получить хорошее образование в России девушка планирует всерьёз. Как только уверенно заговорит по-русски! 
Подписаться на Инстаграм и читать посты Лимы @pereliotnye_deti_af


ПОПАЛИ ПОД "ДОЖДЬ"!

Ищем детей, которых не берут в школу!
Друзья, мы попали под «Дождь»! И теперь хотим выйти сухими из воды)) А если без шуток, телеканал «Дождь» планирует сделать с проектом «Перелётные дети» сразу три телевизионных формата. И нам не обойтись без помощи наших учеников, родителей и друзей! 
Вместе с «Дождём» мы ищем истории мигрантов, которым не удаётся устроить своих детей в школу! 
Ищем истории детей, которые хотят учиться, но вынуждены оставаться дома! 
Ищем тех, кто прямо сейчас подаёт документы в школы и проходит через бюрократический ад и трудности перевода! 
Если Вы хотите, чтобы мы помогли Вам, и готовы говорить прямо и честно о своей проблеме – звоните и пишите медиа-менеджеру проекта «Перелётные дети» Насте Тихомировой 
8(968)580 89 77
Вместе мы сможем решить Ваши проблемы и изменить отношение к детям с опытом миграции в системе школьного образования.


УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ

РУДН ей по плечу! Выпускница «Перелётных детей» Табасомм Мохаммад Казим поступает в университет! Для нашего проекта этот факт уже сам по себе победа! Но для Табасомм всё только начинается. Настя Тихомирова вместе с Табасомм отправились в жару на ВДНХ в поисках тени и… смыслов жизни! Получился разговор про внутреннюю свободу, индийское кино, новых афганских женщин и гадание на ромашке.
 

 
Пришли на ВДНХ, а попали в Болливуд! В декорациях фонтана «Дружба народов» съемочная группа из Индии сегодня снимает сцену размолвки влюбленных! Шелка и бриолин, солнце и брызги воды, жесты, похожие на танцы и крики, похожие на песни… 


- Он сказал: «Выходи из моих глаз! Так кадр нельзя делать, неправильно делаете!» - на ходу комментирует обрывки фраз режиссера Табасомм.

Я оглядываюсь на статного мужчину в чалме. Он мечется между камерами и, действительно, выглядит довольно сурово.

- Подожди, ты понимаешь язык? 

- Немножко! – улыбается Тобасомм – Мне очень нравится индийское кино. Смотрю его, потому что там все очень красивые! 

Любви только в кино девушке сейчас вполне хватает. На реальные свидания этим летом Табасомм ходить некогда – она готовится поступать в университет на факультет международных отношений, чтобы стать дипломатом и работать в Российском посольстве на территории Афганистана.

-  Я много думала и решила – да, это будет моя профессия! Конечно, чтобы стать дипломатом сразу, нужно много денег и родственников, которые помогут. А если денег нет, то нужно много заниматься, чтобы стать дипломатом.

- Табасомм, но, может быть, просто выйти замуж за дипломата? – я пытаюсь иронизировать. – Выходи замуж, и проблема решена! 

- Но если выйти замуж за дипломата, ты не станешь сама дипломатом! – Табасомм не до шуток. -  Я уважаю жён дипломатов, но, мне кажется, у них нет своего лица. Они просто жены своих мужей. А я хочу создать карьеру, выучиться – это самое важное! Узнать себя: что я хочу, что я могу делать… Каждый для себя выбирает путь, я выбрала этот. 

Мы обходим фонтан «Дружба народов» по кругу, пытаясь угадать вслух «16 республик, 16 сестёр» неведомого для Табасомм Советского Союза. Золотой век коммунистической мечты, воплощенный в граните и бронзе, у Табасомм самый любимый экспонат Выставки достижений народного хозяйства. Кажется, все 16 девушек – воплощение силы и независимости! Они в традиционных костюмах, но явно выше национальных традиций.


- Это ведь не типичная история для афганской девушки в 21 веке - поступать в университет, думать о карьере? – я задаю этот вопрос Табасомм и вспоминаю, что в городе моего детства в центре России формула удачного замужества до сих пор считается главным решением в жизни женщины. Но Табасомм готова спорить со мной: 

- Когда говорят про Афганистан, все сразу думают, что женщины там сидят дома, рожают детей и носят чадру. Конечно, это всё есть! Но есть и другие истории! Сейчас не редкость, когда афганские женщины учатся, них есть своя работа, карьера. В нашей семье многие женщины работают! Одна моя тётя – врач, другая тётя – инженер, мама помогает папе в торговле. 

В России семья Казим живёт с 2016 года. Это вторая попытка переехать, и теперь уже, кажется, последняя. Шансов вернуться в Кабул у девушки и её родных сейчас нет. 

- В Кабуле теракты, - говорит Табасомм, осторожно подбирая слова. -  Я ходила в школу рядом с домом, но мама не могла быть спокойна за меня. Не дай бог, какая-то бомба взорвётся! Мне было 15 лет, когда мы снова приехали в Россию…

- Получается, здесь лучше?

- Здесь спокойнее. Но сердце говорит, что здесь не Родина.

Табасомм замолкает. Мы сидим в тишине, ощущая невыносимую духоту летней Москвы. Словно становится нечем дышать даже среди деревьев и травы.

- Слушай, а вот если бы мы сейчас сидели не здесь, на ВДНХ, а в Кабуле, - задаю я какой-то очень наивный вопрос, - что бы мы видели перед глазами? 

- Горы! – отвечает Табасом. -  Афганистан – это, когда всегда видишь горы! Даже в самый жаркий день видишь горы с чуть-чуть белыми вершинами – там лежит снег! Все лучшие моменты жизни я прожила в Афганистане. Там – Родина. Я люблю свою Родину. Я очень скучаю. Если бы у меня были деньги, я бы летом только там отдыхала…


За пять лет в России Табасомм ещё не успела нигде побывать. Сочи? Санкт-Петербург? Нижний Новгород? Словно туристические путеводители, мы перебираем города со знакомыми названиями. Но даже Москва для Табасомм пока состоит только из открыточных видов. Девушка перечисляет любимые места столицы – Красная площадь, Арбат, ВДНХ… Ей нравится приезжать туда, где люди улыбаются широко и открыто, словно в финальных сценах индийского кино!

- Само моё имя Табасомм по–афгански значит – улыбка! Но в России, кажется, люди не любят улыбаться просто так. Зачем улыбаться, если не смешно? Для улыбки нужна причина. 

- Да, в России любят причины! Наверное, поэтому в русской литературе так много толстых книг, - я пытаюсь шутить и думаю, не слишком ли мало я улыбаюсь с Табасомм. Но она, кажется, вполне понимает меня.

- Именно поэтому мне нравится ЧехОв. Он пишет коротко! Не знаю, я правильно произношу его имя или нет? У нас на дари или в персидском ударение падает на последний слог. Толстого и Достоевского начну читать, когда мой русский станет более уверенным.

«Неуверенный русский» - звучит, как название коктейля, в котором смешались ностальгия, трудности перевода, страхи и надежды… Табасомм выпила его до дна в свой первый год в Москве. И до сих – эта смесь горчит где-то в глубине её души.
­
- В первый год я просто сидела дома! Самое страшное в Москве – не знать русский язык! Это проблема, когда, не можешь ничего читать, даже схему метро. Я пыталась учить язык сама, смотрела кино и мультфильмы на русском… Потом меня взяли в Иранскую школу при посольстве, я закончила её. И тут началась другая проблема! Чтобы поступить в университет и учиться бесплатно, мне нужно было сдавать ЕГЭ! Что такое ЕГЭ?


С собой у Табасомм увестистый портфель с тетрадями и учебниками! Она твёрдо решила готовиться к поступлению в университет самостоятельно, без репетиторов и …без компромиссов. Взять отважную абитуриентку без ЕГЭ в РУДН могут по внутреннему экзамену, но только на платное отделение. Табасомм готова и на это, лишь бы поступить! 

- Историю я сдам! И английский сдам хорошо! – уверена Табасомм, - с русским будет сложновато. Я целый год занималась в онлайн-группе «Перелётных детей», подтянула грамматику, падежи, научилась различать глаголы совершенного и несовершенного вида…  Мне очень нужно поступить! 

Мы с Табасомм сидим на скамейке и выскребаем остатки мороженого из картонных стаканчиков. Жизнь продолжается. И жара уже не кажется самым страшным испытанием за 10 дней до первого вступительного экзамена. На мои вопросы: «А что, если…» девушка решительно отказывается отвечать.

- Я запрещаю себе думать о плохом! Лучше о хорошем! Мне столько всего нужно научиться делать в России! Кататься на велосипеде, плавать, встать на коньки… В Афганистане этого ничего у меня не было! Вот поступлю и буду учиться кататься на велосипеде! 

Наши разговоры тонут в цветниках! Табасомм то и дело останавливается, чтобы рассмотреть розы и васильки, почувствовать запах мяты или чабреца… 


- А знаешь, для чего русские используют ромашку? – спрашиваю я на краю цветочного поля, полного шмелей и ароматов.

- Когда живот болит? – старается угадать Табасомм.

- Почти! А ещё можно гадать. Обрывать лепестки по одному - любит, не любит.

- А для меня надо - поступлю, не поступлю! - подхватывает игру Табасомм.

Она перебирает лепестки, тихонько повторяя: «Поступлю, не поступлю, поступлю, не поступлю»… Я иду вдоль поля, стараясь не думать о последнем лепестке, как вдруг за спиной раздаётся восторженное:

- Поступлю!

ИЮЛЬ - ВРЕМЯ ДАТЬ ЖАРУ!

Июль – время дать жару! Выпускать творческую энергию на волю можно и нужно в лучших культурных пространствах столицы – здесь особенно ждут детей и подростков с опытом миграции. Ловите идеи!


«Некрасовка» - самая большая публичная библиотека Москвы, ждёт подростков в «Комнате 502». Так называется проект, в котором здорово искать себя и учиться понимать других. С полудня до 19:00 по будням в библиотеке можно свободно провести время, поиграть в настольные игры, почитать и обсудить книги, а также научиться чему-то новому, например азам профессии архитектора, созданию экскурсий и многому другому. Все интенсивы, клубы, лекции и мастер-классы бесплатны! Расписание активностей и прочие важные подробности по ссылке: 

http://biblioteka.nekrasovka.ru/room502?fbclid=IwAR3giMGEOLXY4uU1QFTPjrgvs3M345V63PO6jbDix14Tx3xfSCg3DNwy6Gg

В Еврейском музее открылась площадка «Поколение Альфа»! Но если вам ближе название «зумер» или «центениал»,  вас тоже ждут! Новый день – новое расписание:
- Творческие мастерские, научные эксперименты, дискуссии, уроки танцев и кулинарного мастерства;
- Экскурсии в самые популярные музеи и парки Москвы;
- Викторины, прогулки и игры на свежем воздухе;
- Фруктовые завтраки, чаепития и обеды в музейном кафе.
Заманчиво? Ещё бы! Всё происходит нон-стоп,  понедельника по четверг с 9:00 до 17:30. В пятницу – с 9:00 до 16:30. Можно купить абонемент сразу на неделю или… билет на полдня! 
Описание программы и билеты здесь: https://bit.ly/2UCCUp4 



А ещё комитет “Гражданское содействие”* и Политехнический музей подготовили брошюры со списком бесплатных активностей для детей с опытом миграции в Москве, сразу на 9 языках: английском, арабском, испанском, киргизском, таджикском, персидском, русском, узбекском и французском! Буквально – зачитаться можно! Здесь есть инфа о разных занятиях — от развивающих до компьютерных, а еще адреса студий, где учат создавать мультики, ваять скульптуры и рисовать. А ещё в буклете собраны ссылки на полезные ресурсы, помогающие подтянуть школьные предметы и выучить русский язык ! 
Скачать и пользоваться
 
https://refugee.ru/uncategorized-en/%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%BC/?fbclid=IwAR0MAJme8B_IEfgOND7BdPFOF6CeRpAAitTTQNq9hJOHJX1CP3QOgFet9sc


*Министерство Юстиции 20 апреля 2015 года внесло
Комитет «Гражданское содействие» в реестр
«организаций, исполняющих функции иностранных агентов»

ТЕПЕРЬ - И В ИНСТАГРАМЕ!

Заинстаграмились по полной! Не было ни одной, а теперь у «Перелётных детей» сразу 4 группы в Инстаграм!

На русском языке 
@pereliotnye_deti

На узбекском 
@pereliotnye_deti_uz

На пушту 
@pereliotnye_deti_af

На таджикском
@pereliotnye_deti_tj

Подпишитесь на нас, чтобы узнавать новости проекта, искать друзей на фоточках, читать анонсы событий, видеть ссылки на важные тексты про нас и, конечно, учить русский язык вместе с нами! Обещаем рассказывать только про важное и интересное! 

ПОДКАСТ НЕДЕЛИ 21-27 ИЮНЯ



Вся неделя - за 8 минут и 11 секунд! Для тех, кто не успевает читать сайт и социальные сети «Перелётных детей», но хочет быть в теме происходящего, мы сделали подкаст с обзором новостей прошедшей недели: про спектакль в наушниках, где почти нет актеров, про то, как выучить 10 языков за одно лето, про путешествия без границ, про прививки и вопросы, которые стоит задать уже сегодня…

ВТОРНИК - ДЕНЬ ЮРИСТА

Зачем молчать, когда можно спросить?! Теперь каждый вторник в нашей группе на Facebook https://www.facebook.com/pereletnye.deti – ДЕНЬ ЮРИСТА! Это совместный проект «Перелётных детей» и Международной негосударственной некоммерческой организации юридической помощи мигрантам «TONG JAHONI». Мы готовы ответить на любые вопросы мигрантов (открытых и нелегальных), беженцев, переселенцев и тех, кто только планирует приехать в Россию. Образование, медицина, трудовое право, квартирный вопросы, правовой статус, порядок оформления документов, получение гражданства и всё, что волнует тех, кто начинает жизнь с чистого листа… Готовьте свои вопросы, пишите в комментариях к этому посту и и уже завтра профессиональные юристы дадут Вам исчерпывающий ответ на нашей странице!

Наверх