Принципы преподавания РКИ.



Запись вебинара Оксаны Андреевой. Специально для проекта "Перелетные дети".

https://www.youtube.com/watch?v=7fBw6_7l4fk&feature=youtu.be&fbclid=IwAR2uk-heSjCOprNqMFtLAhzuZ8xDdNXX9nrTIO04tNKXCq_Xpbio8FMRhp8

РУССКИЕ КУБИКИ


Шесть личных форм имеет русский глагол –

А у кубика шесть граней.


Делаем первый кубик:

Я, ТЫ, ОН (ОНА), МЫ, ВЫ, ОНИ

И второй, выбрав частые глаголы, например:

ИДТИ, ГОВОРИТЬ, ЧИТАТЬ, ИГРАТЬ, СЛУШАТЬ, ХОТЕТЬ.


Оп! Бросаем два кубика:

МЫ и ИГРАТЬ…

- Как правильно?

- Мы играем!

Вот так мы играем в русский язык.

Тридцать шесть комбинаций – 

Не такая уж простая это игра!


Делаем еще три  кубика.

Мужской Существительный Кубик, например

СТОЛ, ДОМ, КОМПЬЮТЕР, ТЕЛЕФОН, БРАТ, ДРУГ

И

Женский Существительный Кубик, допустим:

МАМА, СЕСТРА, ДЕВОЧКА, КНИГА, ШКОЛА, МАШИНА

И

Кубик Падежей:

У МЕНЯ ЕСТЬ – именительный, 

У МЕНЯ НЕТ – родительный

Я даю что-то… Я ИДУ К – дательный

Я ВИЖУ – винительный

ВМЕСТЕ С… - творительный

ДУМАЮ О… - предложный


Внимание! Бросаем Падежный кубик с Мужским:

Вместе с братом, 

Вижу стол, 

Даю (конфету) другу…

Теперь – Падежный с Женским:

У меня нет книги, 

Я иду к школе, 

Вместе с сестрой…


Шестой кубик делаем – Прилагательный

КРАСИВЫЙ, ХОРОШИЙ, БОЛЬШОЙ, НОВЫЙ,   МАЛЕНЬКИЙ, РУССКИЙ


Бросаем! Три кубика можно: 

Мужской, Женский, Прилагательный.


Книга, Друг, Хороший…

Хорошая Книга – Хороший Друг!


Итого, имеем шесть кубиков на шесть граней:

Мужской Существительный

Женский Существительный

Местоименный

Прилагательный

Падежный

Глагольный


Суть игры: 

Применение правильной грамматической формы

Можно бросать два или три за раз,

Разумеется, кубиков может быть больше – целая коробка.

Могут быть новые и трудные пары, например, 

Падежный кубик и Местоимения:

Думать о и Ты – думать о тебе, 

Вместе с и Мы – вместе с нами.


Этот вариант можно предложить даже русским детям.


https://www.youtube.com/watch?v=VLwlI3IXkWg&list=PLw_WrgkzKcSrof_Tw1BgoHFwm0J8Wbcff&index=25&t=0s&fbclid=IwAR3kWzcDhWKTRi8T0T4YijkOXV-EWbSpBmShyif4vuV5sDaDPAVZ66-C--k

ИГРАЕМ В КАРТЫ


Можно играть в карты. Несколько колод: существительные, прилагательные, глаголы. С каждой колодой – несколько игр. Принцип этих игр – надо поставить слово на выпавшей карте в определенной форме. Взрослым студентам нравится. 


КОЛОДА ПЕРВАЯ. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

1. Карты надо выложить в три ряда – три рода:

Дорога – дом – окно. И объяснить, какие слова в русском языке относятся к мужскому, какие – к женскому. И какие – к среднему роду. 

2. Надо придумать словосочетание со словом: Тяжелая дорога – Родной дом – Чистое окно. Объяснить, какие окончания прилагательных бывают в мужском, женском, среднем роде. Полезная игра: теперь мы можем все посмеяться над словами «красивый девушка» 


КОЛОДА ВТОРАЯ. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

1. Надо сказать  слово, противоположное по значению:Быстрый-медленный.

2. Подобрать существительное к прилагательному. Высокое дерево.


КОЛОДА ТРЕТЬЯ. ГЛАГОЛ. 

1.Поставить глагол в личную форму. Делать – я делаю. 

2.Надо поставить глагол в прошедшем времени. Делать – я делал.

3.Назвать парный глагол совершенного вида. Учить – выучить.

4.Поставить глагол совершенного вида в прошедшее время.  Читать – я уже прочитал. Пить – я уже выпил.

5.Обещание, что я непременно сделаю завтра. Читать – прочитаю.


https://www.youtube.com/watch?v=KP4UnuEZTZ4&list=PLw_WrgkzKcSrof_Tw1BgoHFwm0J8Wbcff&index=7 

ДЕТИ ПРИРОДЫ

Во дворе лицея растут могучие дубы, и с наступлением весны дети обнаружили диковинные "орешки" — жёлуди, коим сразу нашли применение: из шляпок желудей получаются отличные свистульки. Не сразу можно догадаться, как их сделать, нужно знать особый секрет.
Устроили мы для ребят мини-квест о растениях, закрепляя знания из курса окружающего мира. Нужно было собрать как можно больше сокровищ по списку, что-то и нарисовать.
— А это берёзовые серёжки? — с любопытством разглядывает Адиль золотистый желудь.
— Нет, это же орешки! — возражает его старший брат Набиль.
— На серёжки тоже похоже!
— А где нам взять корень? — недоумевает нетерпеливый Далер.
— Вот же он! — радостно прыгает на выступающем из земли огромном еловом корне мальчик Сардор.
После подведения итогов ребята из победившей команды подошли и спросили:
— А вы не будете ругаться, если мы скажем, что мы немно-ожко жульничали?
— Не будем. А как?
— Мы тихо спросили у охранника, какая сосновая, а какая еловая веточка...
Так и сравняли счёт 9:11 до 10:10. Дети согласились, что это справедливо.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА

Мы часто пишем об уроках дружбы, которые проводятся в лицее "Ковчег": "Перелётные дети" совместно работают над выполнением какой-либо задачи со своими ровесниками из других классов: проходят квесты, читают новые книжки, решают сложные примеры по математике. Мы учим детей быть доброжелательными, усердными, хотим, чтобы они научились работать в команде. Но дружба в повседневной жизни обычно возникает спонтанно. Не всегда взрослые знакомят своих детей, зачастую ребёнок сам подходит к другому и говорит: "Давай дружить..."
На прошлой неделе ребята из 3 класса так и сказали: "Будем дружить, приходите к нам на урок!" Надо сказать, что урок был необычный. Третьеклассники недавно проходили довольно сложную тему — "Части предложения", и, как только "расправились" с ней, решили поделиться своим опытом, дабы другим было чуточку легче. "Подлежащее", "Сказуемое", "Подчеркиваем волнистой линией" — признаться, любой взрослый заскучает. Что же делать маленьким непоседам? Устроить охоту за подсказками по всей школе за право стать секретным агентом, вот что! Далее: с помощью подсказок сделать разбор текста, попутно повторив названия членов предложения, обменяться шоколадками и радостно пойти соревноваться в футболе.
Так началась дружба, когда одни дети помогли другим детям играючи справиться с испытанием в учении.


Наверх